Единое национальное тестирование

Единое национальное тестирование (ЕНТ) - серьезное испытание для выпускников школ, их родителей и учителей. Проблемы и перспективы ЕНТ активно обсуждаются с тех пор, когда оно впервые вошло в школьную жизнь.

В одиннадцатом классе на первый план –  и на новом уровне – выступают, с одной стороны, проблема выбора профессии построения дальнейших образовательных планов, с другой стороны – проблемы, связанные с подготовкой к самому ЕНТ. Эти проблемы оказываются настолько значимыми, что подчас, особенно в последние месяцы школьного обучения, затмевают все остальное.

Процедура экзамена в форме ЕНТ не только выявляет уровень знаний учащегося-выпускника, но является и своеобразной проверкой социальной и психологической готовности его к постоянно меняющимся условиям реальности. В связи с этим возникает необходимость при подготовке выпускников к ЕНТ обратить особое  внимание на формирование их психологической устойчивости.

Опыт показал, что такая форма выпускного экзамена является достаточно объективной и наиболее приемлемой на данный момент. Однотипные задания, единая шкала оценок, беспристрастная процедура проверки результатов относятся к положительным факторам ЕНТ. Процедура ЕНТ действительно позволяет получить объективную оценку качества знаний, умений и навыков выпускника средней школы. В ходе ЕНТ нужно показать хорошие знания по предметам, а вместе с тем продемонстрировать психологическую устойчивость, что порой не менее важно. Достаточно примеров, когда выпускник, учившийся на «хорошо» и «отлично», в ЕНТ показывает весьма посредственный результат. Ско-лько бывает трагедий и разочарований!

Стремление тестируемого за три с половиной часа не только правильно и полностью выполнить задания, но и аккуратно записать решения нередко порождает стрессовую ситуацию. Значит, необходимо психологически подготовить ребят к предстоящему испытанию. 
Как можно поддержать, подготовить  ребенка к ЕНТ?


СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ


Семье принадлежит важная роль в создании психологического климата во время подготовки ученика к ЕНТ. Психологическая поддержка родителей - это процесс, в котором родитель сосредоточен на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки, помогает ему поверить в себя и в свои способности, поддержать в случае неудачи. В такой период родителям, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с сыном или дочерью. Вместо того, чтобы обращать внимание на ошибки и плохое поведение ребенка, следует сосредоточиться на позитивной стороне его поступков, поощрении того, что он делает. Вербально и негласно родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности.

Мамы и папы должны научиться, помогая ребенку, предвидеть естественное несовершенство человека. А для этого нужно знать, какие силы в широком окружении ребенка способны привести 
к разочарованию.

По мнению многих психологов, такими силами являются: завышенные требования родителей; соперничество братьев и сестер; чрезмерные амбиции ребенка.

Подлинная родительская поддержка должна основываться на подчеркивании способностей ребенка, возможностей, его положительных сторон. Важно, чтобы ребенок понял, что причиной его неудачи может стать отсутствие готовности или способности вести себя соответствующим образом.  
Утверждая веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее: забыть о прошлых неудачах ребенка; помочь ему обрести уверенность в том, что он справится с поставленной задачей; помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Помните, что для сына, дочери очень важен результат  ЕНТ еще и потому, что он (она) боится разочаровать  маму с папой, хочет, чтобы вы гордились его (ее) успехами и достижениями.
Старайтесь проводить больше времени с выпускником, знать обо всех его попытках справиться с заданием. Умейте взаимодействовать с ним, избегая дисциплинарных  наказаний. Уважайте индивидуальность ребенка, демонстрируйте при нем оптимизм и поощряйте его стремления добиться успеха.


СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ


Работа классного руководителя с родителями заключается в оказании необходимой помощи при изучении нормативно-правовой базы ЕНТ, в обсуждении обязательных условий, которые может и должна обеспечить семья.

Классный руководитель помогает учащимся преодолеть тревогу перед незнакомым, непривычным и видеть в этом новом реальные возможности своего роста. Очень многое зависит от того, насколько гибко и внимательно относится классный руководитель к выстраиванию ролевых позиций учащихся в деятельности коллектива, дает ли возможность им реализовать функции лидера, исполнителя, лидера-вдохновителя, обеспечивая прохождение каждого через все эти позиции, создает ли условия для формирования положительной  и спокойной веры в свои силы.

В плане подготовки к ЕНТ рекомендуется  система тесного взаимодействия классного руководителя с родителями, учителями-предметниками.

Ключевые позиции данной системы на всех уровнях взаимодействия (с учащимися, родителями и учителями-предметниками) - формирование позитивного отношения к  ЕНТ, оказание всесторонней помощи учащимся на протяжении всего периода подготовки, во время проведения, а также после прохождения ЕНТ. Важна ориентировка учащихся на действие как необходимое и обязательное условие успешного прохождения  тестирования.

В ходе этой работы классному руководителю необходимо выявить степень информированности школьников о порядке прохождения ЕНТ и ликвидировать пробелы. Далее целесообразно организовать обсуждение правил ЕНТ выпускников в рамках одного или нескольких классов. Форма проведения может быть различной: «круглый стол», дискуссия, дебаты и др. Предполагается, что итогом таких встреч станет позитивное отношение школьников к проведению ЕНТ. Кроме того, они ориентируют классного руководителя на проведение индивидуальной работы с отдельными учащимися, группами детей, имеющими проблемы в обучении или претендующими на аттестат с отличием.

Особого разговора заслуживают организация учебной домашней работы, режим труда и отдыха выпускников. Классный руководитель совместно с родителями призван помочь каждому ребенку определить свои предметы по выбору (такие предметы предусмотрены правилами ЕНТ). И конечно же, классный руководитель является связующим звеном между учеником и  учителем-предметником.
При повторении изученного материала нужно добиваться от учеников осмысления каждого шага, требовать от них ссылок на соответствующие правила, формулы, законы, чтобы у учащихся формировались верные ассоциации.

Обязательно необходимо осуществлять контроль за повторением, проводить самостоятельные и контрольные работы по каждому блоку в условиях, приближенных к экзаменационным, в форме тестирования. Необходимо ознакомить учащихся с критериями оценки работы, ориентировать их на то, что для получения отметок «3», «4», «5» нужно выполнить строго определенный объем заданий.
В школах  проводятся промежуточные тестирования, учителя активно вводят тестовые технологии в систему обучения. Такие тренировки по выполнению тестовых заданий учащимися позволят реально повысить итоговый балл.

Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик во время экзамена практически не будет тратить время на выполнение инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.

Психотехнические навыки не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют наиболее успешно вести себя во время экзамена, но и способствуют развитию навыков мыслительной работы, умения мобилизовать себя в решающей ситуации, управлять собственными эмоциями.
Репетировать процесс важно еще и потому, что в психологии известен такой факт: если запоминание информации и ее воспроизведение происходят в сходных условиях, то воспроизведение будет более успешным.

Для успеха необходимо хорошее знание материала, но нужнои уметь это знание продемонстрировать, причем именно тогда, когда нужно. Беспокойство и тревогав процессе экзамена могут быть еще большими врагами, чем не совсем уверенное знание предмета. Хорошо, если бы учитель начал ценить не покорностьи послушность,а характер, знания, способности ученика, которые могут дать высокие результатына ЕНТ. Это, в свою очередь, положительно повлияет на имидж учителя. 

Для укрепления у учащихся уверенности в себе могут проводиться длительные психологические тренинги и специальные консультации для родителей. В ваших возможностях научить ученика справиться с излишним волнением при подготовке к сдаче экзаменов, ведь уверенность в себе - это слишком серьезная вещь, которую при всем желании уже трудно сформировать в короткое время. Как это реально сделать? С учетом того, что любой экзамен – это стресс и сдача ЕНТ создает психологические проблемы для школьников,  необходимость помощи специалиста-психолога возрастает. На протяжении всего курса обучения психолог сопровождает ребят, педагогов, родителей. Педагог, получив психологический материал, обеспечивает им учащихся и родителей. Родители обеспечивают детей. Учащиеся, получив соответствующие роли (конфликт-менеджера, помощника психолога и др.), психологически обеспечивают своих сверстников. Психолого-педагогическое сопровождение может  носить групповой и индивидуальный характер. Психологическое  сопровождение   направлено на всех учащихся, заканчивающих среднюю школу.
Психолого-педагогическое сопровождение должно быть последовательным,  гибким и ориентироваться на потребности выпускника.


СОВЕТЫ ВЫПУСКНИКАМ


Почти каждый из вас  сейчас мечтает не только об успешной сдаче ЕНТ, но и о той благословенной поре, когда никаких экзаменов уже не придется сдавать. Наивные! Необходимость сдавать экзамены сохраняется всю жизнь, и ваша задача - научиться  выдерживать любые испытания.

Какой стресс, связанный с подготовкой и сдачей экзаменов, может выдержать учащийся без пагубных для организма и психики последствий? По данным исследований, экзаменационный стресс выдержать может только здоровый человек. Напряжение, которое испытывают сдающие экзамен, можно приравнять к напряжению при выполнении работы на пределе физических возможностей.

Психологическая подготовка к  процессу ЕНТ включает в себя три основных этапа: изучение учебного материала перед ЕНТ; поведение накануне ЕНТ;  поведение собственно во время ЕНТ.

Выпускникам рекомендуется  следующее.

1. Приступая к подготовке к экзаменам, полезно составить план.

2. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «Немного позанимаюсь», а что именно сегодня будете учить, какие именно разделы  какого предмета.

3. Конечно, хорошо начинать, пока не устал, пока свежая голова, – с самого трудного, с того раздела, который заведомо знаете хуже всего.   

4. Обязательно следует чередовать работу и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут перерыв. Можно в это время вымыть посуду, полить цветы, сделать зарядку.

5. Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, вначале вспомните и обязательно кратко запишите все, что вы знаете по этому вопросу, и лишь затем проверьте себя по учебнику. Особое внимание обратите на подзаголовки главы или параграфа учебника, на правила и выделенный текст. Проверьте правильность дат, основных фактов. Только после этого внимательно прочтите учебник, выделяя главные мысли - это опорные пункты ответа.

6. В конце каждого дня подготовки следует проверить, как усвоен материал: вновь кратко запишите планы всех вопросов, которые были проработаны в этот день.

7. При подготовке к ЕНТ вообще полезно структурировать материал путем составления планов, схем, причем делать это не в уме, а на бумаге. Такая фиксация делает ответ четким, точным, позволяет выделить главное, что важно при кратком ответе.

8. На наиболее трудные вопросы мы рекомендуем давать ответы полные, развернутые; можно рассказать их маме, другу – любому, кто захочет слушать.

9. Если в какой-то момент подготовки к экзамену вам начинает казаться, что это выучить невозможно и вы никогда не сможете запомнить всего, что требуется, подумайте о том, сколько по этому предмету вы уже знаете, дайте себе отчет в том, где вы находитесь и сколько вам еще предстоит пройти, чтобы освоить весь материал. Только делать это надо как можно конкретнее.

10. Концентрируйте внимание на ключевых мыслях.

11. Обязательно решайте задачи (по математике, физике, химии), выполняйте грамматические разборы предложений, слов (по русскому, казахскому языку) – в общем научитесь хорошо выполнять практические задания, и не просто выполнять, но и рассказывать полностью, вслух, как вы их выполняли, какой был ход ваших действий и рассуждений.

Накануне экзамена оставьте один день на то, чтобы вновь повторить все тестовые материалы. В первую очередь повторяйте  только то, в чем вы чувствуете затруднение. Если вы волнуетесь, то непосредственно накануне представьте себе ситуацию ЕНТ во всех красках, со всеми своими чувствами, переживаниями, «страшными мыслями»: вот вы вошли в аудиторию, вот получили пакет с заданиями ЕНТ, готовитесь, выполняете задания на черновике (кстати, его надо использовать экономно, чтобы хватило бумаги; т.е. все, что можно, вычисляйте в уме – по математике, например), переписываете на чистовик, проверяете, сдаете. Времени будет достаточно. Еще раз представьте себе все как можно конкретнее, в деталях, со всеми чувствами, переживаниями, действиями, но так, как бы вы хотели, чтобы все произошло, как должно произойти на успешной сдаче ЕНТ.

Каждому известно: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает одной, последней перед ним ночи. Это, однако, ерунда. Вы уже устали и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестаньте готовиться. Умойтесь. Совершите прогулку. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением здоровья, силы, даже некоторой агрессивности. Ведь экзамен – это своеобразная борьба, в которой надо уметь за себя постоять. По дороге на ЕНТ не вредно просто полистать учебник.


КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ ЕНТ? 


После вскрытия пакета с  заданиями ЕНТ внимательно и аккуратно, не допуская ошибок, заполните регистрационный бланк. Внимательно ознакомьтесь с инструкцией по выполнению работы. Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны, так как они расположены по нарастанию трудности.
Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему, а к тому вернетесь, если после выполнения всей работы у вас останется время. Разумно используйте черновик. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов, так как за выполнение различных по сложности заданий дается 1 балл. Все записи выполняйте аккуратно и разборчиво, соблюдайте требования к оформлению решения и записи ответа. 
И еще. Все новое, что входит в нашу жизнь, может вызывать негативные эмоции, нести стресс только в том случае, если мы мало об этом новом знаем. Только неопределенность ситуации является пугающим фактором.

Помните! В школьной жизни главное не  «пятерки» в аттестате; главное – найти себя за эти годы; определить  путь, по которому вы успешно можете идти по жизни дальше. А ЕНТ - это всего лишь начало большого пути!

Жизнь стоит того, чтобы жить!

Об авторе:
Кубейсин Алдияров ( Kubeysin )
Комментарии( 4 )
"Жизнь стоит того, чтобы жить!" а этим немного смех навел автор. Это после тех психологических травм, полученных на ЕНТ и ,которые привели к суициду детей, такое стали писать школьникам
Мира Каз ( mygul ) 18.03.2013 22:44
"Жизнь стоит того, чтобы жить!" а этим немного смех навел автор. Это после тех психологических травм, полученных на ЕНТ и ,которые привели к суициду детей, такое стали писать школьникам
[q=popov]"хотя бы с 5-6х. А у нас как у студентов, до экзамена всегда одного дня не хватает, так и с ЕНТ, реально учеников готовят только последний год, [/q] абсолютно верно
Мира Каз ( mygul ) 18.03.2013 22:42
popov
"хотя бы с 5-6х. А у нас как у студентов, до экзамена всегда одного дня не хватает, так и с ЕНТ, реально учеников готовят только последний год,

абсолютно верно
Как говорится, не так страшен черт, как его малюют. Хороша практика проведения пробного тестирования, его организуют в учебных заведениях, где есть пункт тестирования, думаю, полезно проверить себя на этапе подготовки: сколько времени затрачивается на предмет, на какие вопросы я ответил неверно (именно на них сосредоточить внимание при подготовке),на какие вопросы я легко нахожу ответ среди предложенных пяти вариантов ответов. Еще хорошо, что правильный ответ только один, ведь есть тесты с несколькими правильными ответами, с заданиями на хронологию, соответствие. Успехов всем выпускникам!
( ard64 ) 20.04.2012 18:12
Как говорится, не так страшен черт, как его малюют. Хороша практика проведения пробного тестирования, его организуют в учебных заведениях, где есть пункт тестирования, думаю, полезно проверить себя на этапе подготовки: сколько времени затрачивается на предмет, на какие вопросы я ответил неверно (именно на них сосредоточить внимание при подготовке),на какие вопросы я легко нахожу ответ среди предложенных пяти вариантов ответов. Еще хорошо, что правильный ответ только один, ведь есть тесты с несколькими правильными ответами, с заданиями на хронологию, соответствие. Успехов всем выпускникам!
"... А ЕНТ - это всего лишь начало большого пути!..." - вот пожалуй мысль которая должна лечь в основу формирования психологического облика учащегося если не в первых классов, то хотя бы с 5-6х. А у нас как у студентов, до экзамена всегда одного дня не хватает, так и с ЕНТ, реально учеников готовят только последний год, отсюда и суета, и недостаток психологической подготовки. Отдельное место занимает отношение родителей, но сейчас популярна такая точка зрения что воспитанием детей должны заниматься школа, а родители должны кормить, одевать. Мне кажется по теме ЕНТ нужно проводить отдельные собрания как для учеников, так и для родителей и на них формировать наиболее верное отношение к этому испытанию.
Попов Игорь Александрович ( popov ) 13.04.2012 12:37
"... А ЕНТ - это всего лишь начало большого пути!..." - вот пожалуй мысль которая должна лечь в основу формирования психологического облика учащегося если не в первых классов, то хотя бы с 5-6х. А у нас как у студентов, до экзамена всегда одного дня не хватает, так и с ЕНТ, реально учеников готовят только последний год, отсюда и суета, и недостаток психологической подготовки. Отдельное место занимает отношение родителей, но сейчас популярна такая точка зрения что воспитанием детей должны заниматься школа, а родители должны кормить, одевать. Мне кажется по теме ЕНТ нужно проводить отдельные собрания как для учеников, так и для родителей и на них формировать наиболее верное отношение к этому испытанию.
Написать комментарий

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий.