ЕНТ по истории

Скажу сразу – я за ЕНТ, при всех его недостатках, и против возвращения экзаменов в школы и ВУЗы. Безусловно, проверять знания ученика должен не тот, кто его учил, а некто другой. И это нормально. ЕНТ, как известно, проверяет знания, умения, навыки, компетенции за курс средней школы. И вот тут для школьных историков начинаются существенные проблемы. По истории мы у детей проверяем в основном знания и способность к запоминанию огромной массы фактов. Причем, даже если ребенок набирает 23-24 баллов из 25, это вовсе не значит, что эти факты выстраиваются в его сознании в стройную, логическую цепочку. Говоря, просто, мы историки, просто «натаскиваем» детей через зубрёжку на ЕНТ. Белой завистью завидую другим предметникам. Получается, что физики, химики, филологи, математики учат детей, а мы просто тренируем память.

Запомнить всю ту информацию, что есть в наших учебниках истории практически невозможно. Однако, почему-то считается, что выпускник в принципе, в общем и целом, готов к сдаче ЕНТ. Поэтому, видимо, и часов на подготовку к ЕНТ в 11-м классе в ГОСО и программах не закладывается.

Сильно отличает историю от других предметов и дискретный, прерывистый характер учебного материала по истории. В самом деле, математики знакомят детей в 7-м классе с медианой, биссектрисой и работают потом с этими понятиями до конца школы. Физики знакомят 7-классников с понятиями «сила», «масса», «скорость», «работа» и потом используют их на уроках с детьми до 11-го класса. У них идет плавное наращивание учебного материала на то, что ученик уже знает. У нас, на истории, все по-другому. Мы изучили в 6-м классе Цезаря или Аттилу и всё, забыли про них. В самом деле, зачем в 8-м или 9-м классах, в курсе Новая или Новейшая история возвращаться к этим деятелям древности. Тем более, что на повтор пройденного материала в программах времени не отводится. Прошли курс 6-го класса, затем начинаем изучать совершенно новый курс 7-го класса, мало чем связанный с предыдущим курсом, затем 8-й и так далее. Даже самый сильный ученик, занимавшийся по идеальному учебнику, с замечательным учителем неизбежно к выпускному классу забудет процентов 70 учебного материала. Потому что в каждом последующем классе этот учебный материал не востребован. Межкурсовой учебный материал по истории слабо связан друг с другом.

Вспоминая старорежимные советские времена, хочется заметить, что историю выпускники сдавали материал только выпускного класса – 10-го. И никогда в советской школе детей 8-го или 9-го класса не спрашивали материал за 5-7 классы.

При этом на ЕНТ помимо действительно важных вопросов выносится масса малозначимой информации, коей наши учебники истории просто переполнены. Может ли обычный ученик это все помнить к концу школы?! Практически все параграфы учебников истории, в нарушении принципов учебниковедения, содержат десятки единиц информации. По большей части не очень важной. Может ли обычный школьник удержать всю эту информацию в памяти?! Учитывая, что все эта информация излагается сухо, неинтересно и скучно, то все эти знания благополучно забываются  учеником уже через месяц-два.

Поэтому, когда 11-классник начинает в сентябре подготовку к ЕНТ, то ему приходится начинать практически все заново. А для учителей истории начинается гонка по увеличению среднего балла по предмету. И самое горькое, что если ученик в июне все-таки получает на ЕНТ пятерку по истории, то это вовсе не означает, что он на «отлично» знает наш предмет. 

Об авторе:
Олег Баланецкий ( oleg47 )
Комментарии( 13 )
Да нужны переменны, причем именно по изучению курса Всемирной истории. К слову о вопросе - "за" или "против" ЕНТ, мне кажется если ЕНТ отменят, то резко возрастет уровень взяток при поступлении в ВУЗы так как экзамены будут принимать живые люди.
Булат Акшалов ( Feanor2013 ) 29.09.2013 22:52
Да нужны переменны, причем именно по изучению курса Всемирной истории. К слову о вопросе - "за" или "против" ЕНТ, мне кажется если ЕНТ отменят, то резко возрастет уровень взяток при поступлении в ВУЗы так как экзамены будут принимать живые люди.
Приветствую всех коллег-историков! Закончился ЕНТ.. Опыт этого года показал, насколько наша система образования безсистемна. Мне было очень жаль выпускников, своих учеников, с которыми мы готовились к ЕНТ уже по предлагаемой базе тестов. И очень больно было видеть их глаза, когда они выходили с ЕНТ, с огромным разочарованием. Уважаемые коллеги! Я предлагаю выступить всем учителям-историкам с предложением о введении единой базы тестов по истории Казахстана, Всемирной истории, которая содержала бы тот обязательный уровень знаний, предлагаемый госстандартом. Убрать из базы тестов вопросы, которые по своему содержанию вовсе незначительны, и включены в учебный материал для, скажем так, общего развития и осмысления и понимания некоторых исторических фактов. Тогда не надо будет ежегодно тратить огромные суммы на видеокамеры, заглушки и так далее и "ловить" наших детей на месте "преступления". Ведь каждый ребенок учит по мере своих способностей,и ответит настолько, насколько он усвоил учебный материал. Несмотря на изменение базы тестов те дети, которые учились, все же набрали хорошие баллы, а кто-то сумел-таки воспользоваться возможностями информационных технологий. В случае введения обязательной единой базы тестов (как это делается во многих странах, учебных заведениях - это ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ЗНАНИЕ!)Я думаю, ребенок уже будет знать, что он будет сдавать, и не будут идти на различные ухищрения родители и дети, чтобы набрать высокий балл. И вообще, считаю, что нужно полностью пересмотреть содержание курса истории как Казахстана, так и Всемирной. Как предмет истории государства, включенной в учебную программу и итоговую аттестацию не только школьного курса, увеличить часы истории Казахстана, а содержание Всемирной истории пересмотреть и как предмет исторической науки, предлагаемой в школьном курсе учебных программ для общего развития, можно часы уменьшить. Изучение отдельных исторических периодов, например, как период Нефертити, мифы древнего Египта и другие, о которых выше говорил мой коллега, можно ввести как элективные курсы по выбору и желанию обучающихся. Надеюсь на отклик коллег и предложения.
Данагуль Смакова ( DanaRau ) 13.06.2012 11:16
Приветствую всех коллег-историков! Закончился ЕНТ.. Опыт этого года показал, насколько наша система образования безсистемна. Мне было очень жаль выпускников, своих учеников, с которыми мы готовились к ЕНТ уже по предлагаемой базе тестов. И очень больно было видеть их глаза, когда они выходили с ЕНТ, с огромным разочарованием.
Уважаемые коллеги! Я предлагаю выступить всем учителям-историкам с предложением о введении единой базы тестов по истории Казахстана, Всемирной истории, которая содержала бы тот обязательный уровень знаний, предлагаемый госстандартом. Убрать из базы тестов вопросы, которые по своему содержанию вовсе незначительны, и включены в учебный материал для, скажем так, общего развития и осмысления и понимания некоторых исторических фактов. Тогда не надо будет ежегодно тратить огромные суммы на видеокамеры, заглушки и так далее и "ловить" наших детей на месте "преступления". Ведь каждый ребенок учит по мере своих способностей,и ответит настолько, насколько он усвоил учебный материал. Несмотря на изменение базы тестов те дети, которые учились, все же набрали хорошие баллы, а кто-то сумел-таки воспользоваться возможностями информационных технологий.
В случае введения обязательной единой базы тестов (как это делается во многих странах, учебных заведениях - это ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ЗНАНИЕ!)Я думаю, ребенок уже будет знать, что он будет сдавать, и не будут идти на различные ухищрения родители и дети, чтобы набрать высокий балл. И вообще, считаю, что нужно полностью пересмотреть содержание курса истории как Казахстана, так и Всемирной. Как предмет истории государства, включенной в учебную программу и итоговую аттестацию не только школьного курса, увеличить часы истории Казахстана, а содержание Всемирной истории пересмотреть и как предмет исторической науки, предлагаемой в школьном курсе учебных программ для общего развития, можно часы уменьшить. Изучение отдельных исторических периодов, например, как период Нефертити, мифы древнего Египта и другие, о которых выше говорил мой коллега, можно ввести как элективные курсы по выбору и желанию обучающихся. Надеюсь на отклик коллег и предложения.
20-го некоторые школы писали апробацию ВОУДа. Если удалось помочь (подсказать) детям, то результаты опять будут высокими и наверху будут думать: "историю вполне можно сдавать, а вопросы можно делать и посложнее...". Хотя на деле надо признать, что если сейчас в любой класс войдут (например, в 8-й), удалят учителя и сделают срез знаний за предыдущие годы обучения, то результаты будут плачевными...
Олег Баланецкий ( oleg47 ) 26.04.2012 20:23
20-го некоторые школы писали апробацию ВОУДа. Если удалось помочь (подсказать) детям, то результаты опять будут высокими и наверху будут думать: "историю вполне можно сдавать, а вопросы можно делать и посложнее...". Хотя на деле надо признать, что если сейчас в любой класс войдут (например, в 8-й), удалят учителя и сделают срез знаний за предыдущие годы обучения, то результаты будут плачевными...
всё просто: нужно убрать никому не нужную гонку за показателями и тогда не будет подтасовок и прочей нелепости. Не секрет, как достигаются высокие баллы: система требует от нас готовить отличников, но стопроцентно их не бывает. Интеллектуалы- более редкое явление, к сожалению...
Хамит Габдулин ( Khamit1966 ) 26.04.2012 12:04
всё просто: нужно убрать никому не нужную гонку за показателями и тогда не будет подтасовок и прочей нелепости. Не секрет, как достигаются высокие баллы: система требует от нас готовить отличников, но стопроцентно их не бывает. Интеллектуалы- более редкое явление, к сожалению...
Помню как учительница по Истории рассказывая тему всегда акцентировала внимание: "так пишут в учебниках" и "так было на самом деле но в советских учебниках вы этого не найдете". У меня внимание к ее словам после этого зашкаливало over9000
Евгений Оленев ( capitan ) 21.04.2012 07:43
Помню как учительница по Истории рассказывая тему всегда акцентировала внимание: "так пишут в учебниках" и "так было на самом деле но в советских учебниках вы этого не найдете". У меня внимание к ее словам после этого зашкаливало over9000
Иван Петрович, можно было бы пафосно процитировать Цицерона, Ключевского и прочих о пользе истории. Но детей в 5-м классе на первых уроках я сначала пытаюсь убедить, что без истории вполне можно жить. В отличие от физики, математики, химии. Затем мы говорим, что история - это не только героизм, гений, благодеяния человека. В истории полно глупости и злодейств. Возможно, история показывает, чего никогда не надо делать в человеческом обществе. Хотя человечество упорно не хочет учить эти уроки… Мир вокруг нас как-то возник и развивался. Любой предмет вокруг нас имеет свою историю. Одежда, писчие принадлежности, жилище, средства передвижения, государства, народы и т.д. - это все когда-то возникло, развивалось и продолжает развиваться. Об этом и должен быть школьный курс истории. Конечно, есть опасность, что курс будет перенасыщен всем. Ибо всё вокруг интересно. Базовый курс должен помочь детям - завтра взрослым людям помочь жить в этом мире. Ведь завтра эти дети, возможно, будут учиться или работать в Китае, России или Испании. Базовый курс нужно каждый год приспосабливать к современности. Например, когда возникло независимое Косово, то школьный курс ничего детям об этом самом Косово практически не мог сказать. Возможно, скоро курды получат независимое государство. Но курдов нет в школьном курсе истории. А ведь это самый большой народ, не имеющий государственности. Современный школьный курс истории несколько оторван от реальной жизни… Сегодня получается, что в учебниках много того, чего не нужно. А того, что нужно - нет. Возьмем, Древний Египет. Ничего не сказано о Рамсесе II Великом. Не упоминаются Эхнатон, Тутанхамон, Нефертити. Не названо ни одного храма. Например, Абу-Симбел. Не названо ни одно священное животное. Не упоминаются «Египетская книга мертвых» и бальзамирование. Ничего не говорится о суде Осириса и мифе о его воскресении. Нет рисунка Сфинкса и т.д. Возникает вопрос, а что тогда есть?! А есть унылое и скучное повествование на 20 страницах в пяти параграфах…
Олег Баланецкий ( oleg47 ) 20.04.2012 22:20
Иван Петрович, можно было бы пафосно процитировать Цицерона, Ключевского и прочих о пользе истории. Но детей в 5-м классе на первых уроках я сначала пытаюсь убедить, что без истории вполне можно жить. В отличие от физики, математики, химии.
Затем мы говорим, что история - это не только героизм, гений, благодеяния человека. В истории полно глупости и злодейств. Возможно, история показывает, чего никогда не надо делать в человеческом обществе. Хотя человечество упорно не хочет учить эти уроки…
Мир вокруг нас как-то возник и развивался. Любой предмет вокруг нас имеет свою историю. Одежда, писчие принадлежности, жилище, средства передвижения, государства, народы и т.д. - это все когда-то возникло, развивалось и продолжает развиваться. Об этом и должен быть школьный курс истории. Конечно, есть опасность, что курс будет перенасыщен всем. Ибо всё вокруг интересно.
Базовый курс должен помочь детям - завтра взрослым людям помочь жить в этом мире. Ведь завтра эти дети, возможно, будут учиться или работать в Китае, России или Испании.
Базовый курс нужно каждый год приспосабливать к современности. Например, когда возникло независимое Косово, то школьный курс ничего детям об этом самом Косово практически не мог сказать. Возможно, скоро курды получат независимое государство. Но курдов нет в школьном курсе истории. А ведь это самый большой народ, не имеющий государственности. Современный школьный курс истории несколько оторван от реальной жизни…
Сегодня получается, что в учебниках много того, чего не нужно. А того, что нужно - нет. Возьмем, Древний Египет. Ничего не сказано о Рамсесе II Великом. Не упоминаются Эхнатон, Тутанхамон, Нефертити. Не названо ни одного храма. Например, Абу-Симбел. Не названо ни одно священное животное. Не упоминаются «Египетская книга мертвых» и бальзамирование. Ничего не говорится о суде Осириса и мифе о его воскресении. Нет рисунка Сфинкса и т.д. Возникает вопрос, а что тогда есть?! А есть унылое и скучное повествование на 20 страницах в пяти параграфах…
Прочитал Вашу статью, да и раньше встречал Ваши публикации в Интернете, радует что во всех присутствует здравомысленные рассуждения и подход к преподаваемому предмету. Пользуясь случаем хочу задать вопрос практического характера - часто от молодых людей приходится слышать, мол это зря учили, то зря учили. А что по Вашему мнению дает простому человеку изучение базового курса предмета истории в школе?
Иван Петрович ( capo ) 20.04.2012 15:38
Прочитал Вашу статью, да и раньше встречал Ваши публикации в Интернете, радует что во всех присутствует здравомысленные рассуждения и подход к преподаваемому предмету. Пользуясь случаем хочу задать вопрос практического характера - часто от молодых людей приходится слышать, мол это зря учили, то зря учили. А что по Вашему мнению дает простому человеку изучение базового курса предмета истории в школе?
Да потому что, Жулдыз, история 10-11 классов – это профильное обучение. Тогда и ЕНТ должно быть разным: для гуманитарных и мат.классов. А основной курс школы проходится в 6-9 классах. В принципе, может это и хорошо, что не сдаем по учебникам 10-11 классов. Заметны разночтения с содержанием учебников 6-9 классов...
Олег Баланецкий ( oleg47 ) 19.04.2012 20:50
Да потому что, Жулдыз, история 10-11 классов – это профильное обучение. Тогда и ЕНТ должно быть разным: для гуманитарных и мат.классов. А основной курс школы проходится в 6-9 классах. В принципе, может это и хорошо, что не сдаем по учебникам 10-11 классов. Заметны разночтения с содержанием учебников 6-9 классов...
да,почему мы не сдаем ЕНТ только по материалам 10-11классов?
Zhuldyz Zhenisbek ( ZhuldyzBabakova ) 19.04.2012 15:07
да,почему мы не сдаем ЕНТ только по материалам 10-11классов?
Спасибо за поддержку коллеги. 20-го числа 9-е классы пишут ВОУД. Нашу школу сей жребий к счастью миновал. Но я представляю, с каким ужасом историки попавших под ВОУД школ увидят утром в пятницу как из конверта достанут задания по истории… Боюсь, что результат будет неважный… Что при этом будут ощущать люди, проработавшие зачастую не один десяток лет в школе… И что могут при этом сказать про них… Хотя, может быть это и к лучшему. Может быть, на состояния преподавания нашего предмета будет обращено внимание… Нужны перемены и перемены радикальные. А для этого нужно откровенное обсуждение проблем исторического образования в школе среди профессионального сообщества. Большинство историков это добросовестно, честно работающие люди. Но почему учителя должны бояться ЕНТ, ВОУДа, любой контрольной проверки. Это ненормально…
Олег Баланецкий ( oleg47 ) 18.04.2012 19:46
Спасибо за поддержку коллеги. 20-го числа 9-е классы пишут ВОУД. Нашу школу сей жребий к счастью миновал. Но я представляю, с каким ужасом историки попавших под ВОУД школ увидят утром в пятницу как из конверта достанут задания по истории… Боюсь, что результат будет неважный… Что при этом будут ощущать люди, проработавшие зачастую не один десяток лет в школе… И что могут при этом сказать про них… Хотя, может быть это и к лучшему. Может быть, на состояния преподавания нашего предмета будет обращено внимание… Нужны перемены и перемены радикальные. А для этого нужно откровенное обсуждение проблем исторического образования в школе среди профессионального сообщества. Большинство историков это добросовестно, честно работающие люди. Но почему учителя должны бояться ЕНТ, ВОУДа, любой контрольной проверки. Это ненормально…
Все верно,Олег Федорович... Это говорит о том, что казахстанской школе образования необходимо полностью пересмотреть школьный курс истории, особенно - курс всемирной истории... Ежегодно, перед ЕНТ чувствую себя "королевой на эшафоте" - казнят или помилуют...)))
Данагуль Смакова ( DanaRau ) 18.04.2012 11:19
Все верно,Олег Федорович... Это говорит о том, что казахстанской школе образования необходимо полностью пересмотреть школьный курс истории, особенно - курс всемирной истории... Ежегодно, перед ЕНТ чувствую себя "королевой на эшафоте" - казнят или помилуют...)))
Всё сходится на учебниках истории. Они стали самой болевой точкой школьного исторического образования. Мы учителя должны учить детей сегодня понимать исторические процессы и тенденции. Процессы и тенденции, представляющие из себя четкую последовательную систему фактов. На деле мы учим запоминанию огромного объёма фактов, зачастую непонятно как связанных друг с другом. В советские времена была хотя бы формационная теория, пресловутая «5-членка». Сегодня ничего взамен нет. Нет никакой философии истории. Поэтому на ЕНТ невозможны логические вопросы по истории. Потому что в учебниках нет логического системного изложения истории.
Олег Баланецкий ( oleg47 ) 16.04.2012 20:48
Всё сходится на учебниках истории. Они стали самой болевой точкой школьного исторического образования. Мы учителя должны учить детей сегодня понимать исторические процессы и тенденции. Процессы и тенденции, представляющие из себя четкую последовательную систему фактов. На деле мы учим запоминанию огромного объёма фактов, зачастую непонятно как связанных друг с другом. В советские времена была хотя бы формационная теория, пресловутая «5-членка». Сегодня ничего взамен нет. Нет никакой философии истории. Поэтому на ЕНТ невозможны логические вопросы по истории. Потому что в учебниках нет логического системного изложения истории.
полностью согласен,коллега! А учебники-просто полный набор мелких незначащих фактов и цифр, которые АБСОЛЮТНО не нужны. Как в одном из фильмов: "У тебя по физике пятёрка была"? -"Да", -"А у меня по русскому языку...Ну и как нам это пригодилось"?
Хамит Габдулин ( Khamit1966 ) 15.04.2012 22:23
полностью согласен,коллега! А учебники-просто полный набор мелких незначащих фактов и цифр, которые АБСОЛЮТНО не нужны. Как в одном из фильмов: "У тебя по физике пятёрка была"? -"Да", -"А у меня по русскому языку...Ну и как нам это пригодилось"?
Написать комментарий

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий.