Вашему вниманию предлагаются олимпиадные задания по русской литературе – предмету, который входит в категорию обязательных дисциплин, формирующих социально- культурную компетенцию личности.
Литература – предмет, на первый взгляд, абсолютно несложный для его постижения, но очень важный для формирования личности человека, ведь в ему практически готовой форме показаны различные коллизии и способы их преодоления. В классической русской литературе прописаны практически все жизненные ситуации, возникающие на пути современного молодого человека. Это и проблемы нравственные: добро и зло, верность и предательство, чувство долга и безответственность; проблемы взаимоотношения поколений, раннее взросление и инфантилизм, патриотизм и служение Отечеству, любовь и ненависть и т.д.
Олимпиадные задания по литературе даны в тестовой форме, хотя логически структурированная форма, каковой является тест не может выявить в полной форме образно структурированный материал, каковым является художественный текст, поскольку он (художественный текст) предполагает самые различные интерпретации, прочтения и постижения.
Тем не менее, смеем утверждать, что тест как одна из форм контроля по литературе вполне приемлема и даже необходима, так как тестирование дает определенные критерии проверки знаний и умений.
Предлагаемые нами задания дают возможность достаточно объективно проверить и оценить объем теоретико- и историко-литературных знаний учащихся, прежде всего их ориентированность в фактографии отдельных произведений, творчестве конкретных писателей, основных событиях литературного процесса.
Помимо проверки знаний учащихся теоретического, фактографического, историко-литературного характера (репродуктивные знания), эти задания позволяют выявить умение учащихся соотносить теоретические понятия с конкретными художественными явлениями (текст – художественное средство, тест – стихотворный размер), то есть показывают степень осознанности теоретического понятия, способность использовать его в новой текстовой ситуации. Репродуктивно-творческие задания требуют перестройки имеющихся знаний, проверяют не только память, начитанность учащихся, умение логически мыслить, но и чувство стиля, поэтического языка, художественную интуицию.
Материал, включенный в олимпиадные задания, строго не ограничивается рамками школьной программы. Сложность заданий определяется конкретным наполнением задания.
Предлагаемые задания представляют собой сложную (многосоставную) выборку, когда каждый последующий ответ показывает меру осознанности ответа в целом, что исключает возможность случайного угадывания. Они позволяют экономно и достоверно выявить уровень литературного развития учащихся.