Скажу сразу – я за ЕНТ, при всех его недостатках, и против возвращения экзаменов в школы и ВУЗы. Безусловно, проверять знания ученика должен не тот, кто его учил, а некто другой. И это нормально. ЕНТ, как известно, проверяет знания, умения, навыки, компетенции за курс средней школы. И вот тут для школьных историков начинаются существенные проблемы. По истории мы у детей проверяем в основном знания и способность к запоминанию огромной массы фактов. Причем, даже если ребенок набирает 23-24 баллов из 25, это вовсе не значит, что эти факты выстраиваются в его сознании в стройную, логическую цепочку. Говоря, просто, мы историки, просто «натаскиваем» детей через зубрёжку на ЕНТ. Белой завистью завидую другим предметникам. Получается, что физики, химики, филологи, математики учат детей, а мы просто тренируем память.
Запомнить всю ту информацию, что есть в наших учебниках истории практически невозможно. Однако, почему-то считается, что выпускник в принципе, в общем и целом, готов к сдаче ЕНТ. Поэтому, видимо, и часов на подготовку к ЕНТ в 11-м классе в ГОСО и программах не закладывается.
Сильно отличает историю от других предметов и дискретный, прерывистый характер учебного материала по истории. В самом деле, математики знакомят детей в 7-м классе с медианой, биссектрисой и работают потом с этими понятиями до конца школы. Физики знакомят 7-классников с понятиями «сила», «масса», «скорость», «работа» и потом используют их на уроках с детьми до 11-го класса. У них идет плавное наращивание учебного материала на то, что ученик уже знает. У нас, на истории, все по-другому. Мы изучили в 6-м классе Цезаря или Аттилу и всё, забыли про них. В самом деле, зачем в 8-м или 9-м классах, в курсе Новая или Новейшая история возвращаться к этим деятелям древности. Тем более, что на повтор пройденного материала в программах времени не отводится. Прошли курс 6-го класса, затем начинаем изучать совершенно новый курс 7-го класса, мало чем связанный с предыдущим курсом, затем 8-й и так далее. Даже самый сильный ученик, занимавшийся по идеальному учебнику, с замечательным учителем неизбежно к выпускному классу забудет процентов 70 учебного материала. Потому что в каждом последующем классе этот учебный материал не востребован. Межкурсовой учебный материал по истории слабо связан друг с другом.
Вспоминая старорежимные советские времена, хочется заметить, что историю выпускники сдавали материал только выпускного класса – 10-го. И никогда в советской школе детей 8-го или 9-го класса не спрашивали материал за 5-7 классы.
При этом на ЕНТ помимо действительно важных вопросов выносится масса малозначимой информации, коей наши учебники истории просто переполнены. Может ли обычный ученик это все помнить к концу школы?! Практически все параграфы учебников истории, в нарушении принципов учебниковедения, содержат десятки единиц информации. По большей части не очень важной. Может ли обычный школьник удержать всю эту информацию в памяти?! Учитывая, что все эта информация излагается сухо, неинтересно и скучно, то все эти знания благополучно забываются учеником уже через месяц-два.
Поэтому, когда 11-классник начинает в сентябре подготовку к ЕНТ, то ему приходится начинать практически все заново. А для учителей истории начинается гонка по увеличению среднего балла по предмету. И самое горькое, что если ученик в июне все-таки получает на ЕНТ пятерку по истории, то это вовсе не означает, что он на «отлично» знает наш предмет.
Уважаемые коллеги! Я предлагаю выступить всем учителям-историкам с предложением о введении единой базы тестов по истории Казахстана, Всемирной истории, которая содержала бы тот обязательный уровень знаний, предлагаемый госстандартом. Убрать из базы тестов вопросы, которые по своему содержанию вовсе незначительны, и включены в учебный материал для, скажем так, общего развития и осмысления и понимания некоторых исторических фактов. Тогда не надо будет ежегодно тратить огромные суммы на видеокамеры, заглушки и так далее и "ловить" наших детей на месте "преступления". Ведь каждый ребенок учит по мере своих способностей,и ответит настолько, насколько он усвоил учебный материал. Несмотря на изменение базы тестов те дети, которые учились, все же набрали хорошие баллы, а кто-то сумел-таки воспользоваться возможностями информационных технологий.
В случае введения обязательной единой базы тестов (как это делается во многих странах, учебных заведениях - это ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ЗНАНИЕ!)Я думаю, ребенок уже будет знать, что он будет сдавать, и не будут идти на различные ухищрения родители и дети, чтобы набрать высокий балл. И вообще, считаю, что нужно полностью пересмотреть содержание курса истории как Казахстана, так и Всемирной. Как предмет истории государства, включенной в учебную программу и итоговую аттестацию не только школьного курса, увеличить часы истории Казахстана, а содержание Всемирной истории пересмотреть и как предмет исторической науки, предлагаемой в школьном курсе учебных программ для общего развития, можно часы уменьшить. Изучение отдельных исторических периодов, например, как период Нефертити, мифы древнего Египта и другие, о которых выше говорил мой коллега, можно ввести как элективные курсы по выбору и желанию обучающихся. Надеюсь на отклик коллег и предложения.
Затем мы говорим, что история - это не только героизм, гений, благодеяния человека. В истории полно глупости и злодейств. Возможно, история показывает, чего никогда не надо делать в человеческом обществе. Хотя человечество упорно не хочет учить эти уроки…
Мир вокруг нас как-то возник и развивался. Любой предмет вокруг нас имеет свою историю. Одежда, писчие принадлежности, жилище, средства передвижения, государства, народы и т.д. - это все когда-то возникло, развивалось и продолжает развиваться. Об этом и должен быть школьный курс истории. Конечно, есть опасность, что курс будет перенасыщен всем. Ибо всё вокруг интересно.
Базовый курс должен помочь детям - завтра взрослым людям помочь жить в этом мире. Ведь завтра эти дети, возможно, будут учиться или работать в Китае, России или Испании.
Базовый курс нужно каждый год приспосабливать к современности. Например, когда возникло независимое Косово, то школьный курс ничего детям об этом самом Косово практически не мог сказать. Возможно, скоро курды получат независимое государство. Но курдов нет в школьном курсе истории. А ведь это самый большой народ, не имеющий государственности. Современный школьный курс истории несколько оторван от реальной жизни…
Сегодня получается, что в учебниках много того, чего не нужно. А того, что нужно - нет. Возьмем, Древний Египет. Ничего не сказано о Рамсесе II Великом. Не упоминаются Эхнатон, Тутанхамон, Нефертити. Не названо ни одного храма. Например, Абу-Симбел. Не названо ни одно священное животное. Не упоминаются «Египетская книга мертвых» и бальзамирование. Ничего не говорится о суде Осириса и мифе о его воскресении. Нет рисунка Сфинкса и т.д. Возникает вопрос, а что тогда есть?! А есть унылое и скучное повествование на 20 страницах в пяти параграфах…