
Доклад начальника службы технической поддержки КИО Кубрак А.Н. на августовском педагогическом совещании работников организаций образования для одаренных детей.
Добрый день, уважаемые участники Республиканской августовской конференции! Позвольте представить вашему вниманию отчет о деятельности нашего проекта КИО в контексте развития дистанционного обучения.
Думается, ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что сегодняшнее обучение невозможно без использования интерактивных средств. Интернет-олимпиады являются одним из способов развития и учащихся, и самих педагогов. Дистанционные олимпиады формируют следующие черты: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях; альтернативный и комбинированный подход к проблеме.
А. Кубрак, руководитель службы технической поддежки КИО во время доклада
Известный педагог и музыкант Генрих Нейгауз писал: «Таланты создавать нельзя, но можно создавать культуру, то есть почву, на которой растут и процветают таланты». Эти слова можно отнести и к деятельности наших казахстанских интернет-олимпиад. Ведь мы создаем условия для выявления и развития творческих способностей личности.
Проект КИО в казахстанском образовательном пространстве существует уже несколько лет. В интернет-олимпиадах принимают активное участие не только школьники, но и педагоги. На сегодняшний день, благодаря поддержке Министерства образования и науки РК и Республиканского научно-практического центра «КИО», проект КИО охватывает практически все регионы нашей Республики. На базе проекта проходят как олимпиады по общеобразовательным предметам, так и дистанционные туры республиканских соревнований.
Прошедший учебный год отмечен качественно новым уровнем нашей работы. Положительная динамика наблюдается в плане популяризации проекта, расширены географические рамки: интернет-олимпиадами было охвачено более 5000 школ страны. По сравнению с прошлым годом количество участников среди школьников и учителей увеличилось на 20%. На базе проекта были проведены:
- дистанционный тур президентской олимпиады;
- дистанционный тур республиканского конкурса научных проектов;
- дистанционный тур олимпиады "Тарих ата";
- региональная дистанционная комплексная олимпиада в Восточно-Казахстанской области.
Проект КИО демонстрирует абсолютную совместимость с любым общеобразовательным учреждением системы казахстанского образования. Творческий поиск, открытость, активность, осознанность, воспроизводство и соотнесенность – вот те этапы познавательной деятельности, которые реализуются в ходе участия в интернет-олимпиадах. Вместе с тем встречается ряд актуальных проблем, которые требуют незамедлительного решения. Во-первых, в ряде школ, особенно в сельской местности, наблюдается низкий уровень компьютерной грамотности и информационной культуры. Техническая служба проекта вынуждена давать консультации по следующим вопросам: как правильно регистрироваться, что такое e-mail, личный счет, браузер; чем отличается адрес сайта от электронной почты.
Во-вторых, существуют и проблемы технического характера. Перебои в работе Интернета тормозят рассылку заданий в электронном виде. В отдельных регионах наблюдается нехватка компьютеров и их техническая неподготовленность. Кроме того, периодическое отключение света в школах сельской местности в момент прохождения олимпиады учащимися приводит к аннулированию результатов. А ведь именно образовательные школы сельской местности и малых городов являются наиболее активными участниками нашего проекта.
Эти проблемы, конечно, не исчезнут сами по себе. Мы работаем над их устранением, особенно в плане повышения компьютерной грамотности школьников и педагогов. Трудности нас не пугают: мы видим положительные результаты своей деятельности и понимаем, к чему необходимо стремиться. Одним из залогов успешности нашей работы является постоянное развитие и совершенствование нашего проекта. В предстоящий учебный год мы планируем ввести в деятельность КИО ряд изменений. Прежде всего, это касается организации проведения олимпиад. Планируем проводить их в два тура. Первый тур с заданиями базового уровня могут пройти все желающие. Второй тур с заданиями высокого уровня сложности и более жесткого ограничения во времени пройдут только победители первого тура. Таким образом, мы рассчитываем на максимальную объективность при подведении результатов.
Еще одно нововведение. Мы запускаем абсолютно новый вид состязаний – командные олимпиады. В состав команды могут входить как учащиеся, так и педагоги. Для выполнения заданий потребуется логическое мышление, полиязычные знания, умение устанавливать ассоциативные ряды, функциональная грамотность учащихся, а также умение играть в шахматы. Простое участие в подобной олимпиаде будет существенно влиять на рейтинг учебного заведения в борьбе за кубок «КИО». А перед победителями вообще будут блестящие перспективы.
Изменения коснутся и структурной организации проекта. Внесенные структурные поправки сделают более удобным и прозрачным участие в дистанционных турах республиканских проектов.
Хотелось бы подчеркнуть важность и необходимость дистанционного обучения вообще и интернет-олимпиад в частности. Совмещение работы в Интернете с другими видами познавательной деятельности способствует формированию активного субъекта учебного процесса, познающего и действующего. Дистанционное обучение носит индивидуальный характер, что предполагает самостоятельное получение знаний и навыков самообразования. Однако зачастую в подобной свободе обучаемый видит только дополнительные возможности получить высокий результат обманным путем. Ложные перспективы – это результат непонимания цели процесса образования. Поэтому очень важно заложить ученику верную мотивацию и направленность на личностно-значимые цели. Необходимо показать, что в его будущей жизни будут приоритетными не оценки, а полученные знания и навыки. В конечном итоге это позволит выйти на качественно новый уровень рефлексии собственной деятельности в рамках дистанционного обучения.
Пожалуй, сегодня никого не стоит убеждать в том, что навыки работы с персональным компьютером столь же необходимы современному человеку, как и умение читать и писать. А что еще должен знать ученик, помимо первичных навыков работы с операционной системой? Перечислим ряд обязательных умений и навыков в процессе организации дистанционного обучения:
- умение с помощью компьютера выходить в Интернет;
- пользоваться электронной почтой;
- пользоваться поисковыми системами;
- уметь внимательно читать инструкции;
- находить образовательные интернет-сайты;
- обладать гибкостью и нестандартностью мышления.
Проект КИО как раз и направлен на реализацию и развитие этих навыков и включает каждого из участников интернет-олимпиад в «самотворчество» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации, приучает к самостоятельному решению творческих задач.
Проект КИО является лишь частью общего дела по реализации государственной программы информатизации населения нашей страны. В своем послании «Стратегия -2050» наш Президент говорил: «Мы должны интенсивно внедрять инновационные методы, решения и инструменты в отечественную систему образования, включая дистанционное обучение и обучение в режиме онлайн, доступные для всех желающих». КИО уже сегодня следует этому пожеланию, а значит, мы избрали верный путь, обуславливающий характер индивидуально-личностных изменений.
Кубок "КИО"
Жонтаева Ж.А. и Кирабаева Ш.А. изучают материалы участников
Секционное заседание
Участники Августовского педагогического совещания
Полный архив фотографий Вы можете получить на сайте Августовского совещания педагогических работников.
Оргкомитет КИО.